«Способы формирования у обучающихся функциональной грамотности в профильном отряде гуманитарного направления во время работы летнего оздоровительного лагеря»
Авторы – Дреева Галина Николаевна, Зайцева Людмила Юрьевна, учителя русского языка и литературы
Материалы практики:
1. Рабочая программа "Основы смыслового чтения"
Приёмы работы
Работа с текстом художественного произведения
Работа на основе сплошного текста
Комплексный анализ текста
Алгоритм реализации стратегии
Банк данных
Виды чтения
Задача "Пингвины"
Тексты для анализа
Послетекстовые стратегии
2. Программа курса
Речь жителей Енисейского района в рассказах А.М. Бондаренко
Слова-символы в японской поэзии
Цветные имена прилагательные в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Одна из проблем обучения в современной школе связана со снижением интереса обучающихся к чтению и, как следствие, низким уровнем восприятия информации, о чем свидетельствует снижение качества обучения по предметам общественно – научного и гуманитарного направлений. С каждым годом уменьшается количество обучающихся, желающих заниматься исследованием, представлять работы на конкурсах и конференциях разных уровней. Один из способов решения данной проблемы - организация работы в летнем оздоровительном лагере, которая в нашей школе традиционно строится на профильности отрядов. Отряды гуманитарного направления на протяжении нескольких лет реализовывали разные программы, например, «К тайнам слова: занимательная этимология», «Риторика», «Чтение с увлечением», «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов», проект «Рожденный Сибирью», посвященный 95 – летию В.П. Астафьева. Для того чтобы заинтересовать обучающихся, мы сотрудничаем с городской библиотекой, приглашаем на творческие встречи писателей и поэтов города Енисейска и Лесосибирска.
Например, в 2019 году работа отрядов была организована следующим образом: 1 группа работала по программе «Основы исследовательской деятельности», 2 группа - «Смысловое чтение».
В каждой группе работают 2 учителя. Занятия у обучающихся чередуются по разным программам в 1 и 2 группах. В день проходят 2 занятия, которые ведут разные педагоги. Хотим поделиться опытом реализации данных программ, целью которых является формирование читательской и исследовательской компетенций у обучающихся. Данная практика реализуется посредством использования технологии развития критического мышления, смыслового чтения, исследовательского метода, групповых, парных и индивидуальной форм взаимодействия. Нами собран «Банк заданий» по формированию читательской компетенции.
Результат данной работы можно отследить через представление обучающимися итоговых исследовательских работ. Эти мини – исследования становятся основой для продолжения исследовательской деятельности и представлением результата работы на школьной и городской научно – практических конференциях.
Общение с творческими людьми продолжается через консультирование, личное взаимодействие с детьми, заинтересованными литературной деятельностью - пробующими себя в написании стихов и рассказов. Обучающиеся, занимающиеся на протяжении нескольких лет в профильном отряде, показали высокий уровень знаний при прохождении государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе, продолжили обучение в старшей школе в классах гуманитарной направленности, не утратили интереса к занятию литературным творчеством. Практика даёт возможность повысить педагогическую компетентность, что способствует формированию читательской грамотности обучающихся. Вследствие этого повышается качество образования в целом.
|