Образовательные программы:
1.Образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- создание образовательной среды, формирующей у подростка способность проектировать собственную учебную деятельность и осуществлять выбор индивидуальной образовательной траектории.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
-социальное проектирование и профессиональная ориентация обучающихся, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центром занятости.
Основным результатом образовательной деятельности школы должен стать комплекс компетентностей обучающегося в таких областях деятельности, как интеллектуальная, коммуникативная, информационная, чтобы выпускник мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Поэтому приоритетным для основной ступени образования является создание условий для развития компетентностей. Компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания, развития и социализации. Набор компетентностей как результатов образования неоднороден. В структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно. Компетентность включает в себя целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические ориентации, социальные и поведенческие установки.
Образовательная программа школы– локальный акт общеобразовательного учреждения -создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации города и микрорайона, материальных и кадровых возможностей школы.
Назначение образовательной программы- мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом образовательного учреждения содержания образования и соответствующих технологий для его реализации.
Программа рассчитана на пять лет (возраст обучающихся 11-15 лет),в течение которых возможно внесение изменений и дополнений, и реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Программа учитывает возрастные особенности подросткового возраста и обеспечивает достижение образовательных результатов основной школы через два ее последовательных этапа реализации:
Этап 5-6 класс – образовательный переход из младшего школьного возраста в подростковый. На данном этапе образования ООП ООО обеспечивает:
- организацию взаимосвязи младшего школьного звена с младшими подростками, через совместную организацию внеучебной деятельности;
- формирование учебной самостоятельности обучающихся через проектную и учебно-исследовательскую деятельность.
Этап 7-9 классы – этап самоопределения и индивидуализации.
На данном этапе образования содержание ООП основного общего образования обеспечивает:
- наличие разнообразных организационно-учебных форм (занятия, тренинги, проекты, практики, конференции) с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы;
- организацию системы социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставление обучающимся поля для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;
- создание пространств для реализации разнообразных творческих замыслов обучающихся, проявления инициативных действий.
Программа разработана на принципах преемственности и результативности и в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
2.Образовательная программа начального общего образования
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОУ "ООШ №5".
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ "ООШ №5" в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
· обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В соответствии с требованиями ФГОС и приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» Образовательная программа МБОУ "ООШ №5" содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целью реализации ООП НОО является обеспечение выполнения требований Стандарта – обеспечение планируемых результатов.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
• обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход,
|