Четверг, 25.04.2024, 10:57
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
"Основная общеобразовательная школа №5 города Лесосибирска"

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ПРИЁМ В ШКОЛУ
ПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
75 лет Победе
РДШ
Наш опрос
К какой категории Вы бы себя отнесли?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 328
О температурах
Олимпиады
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМ РЕБЁНКОМ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ"  

Автор - Троицкая Ольга Кирилловна, учитель технологии

Материалы практики: 

Приложение 1 

Приложение 2 

Приложение 3

Приложение 4 

         Ключевые слова: выявление, обучение, развитие, поддержка, сопровождение, одарённый ребёнок, ИОП.

        Опыт работы с одарёнными обучающимися представляю по направлению «Построение образовательной среды для выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников».

      Практика «Сопровождение «одарённого» ребёнка через создание индивидуальной образовательной программы» представлена на уровне основного общего образования и направлена на обучающихся 5 - 9 классов. Работа осуществляется на уровне образовательной организации.

Цель - создание условий для   развития   и сопровождения интеллектуально одаренного обучающегося через создание индивидуальной образовательной программы.

Задачи:

1.Создавать специальные условия для инклюзивного образования одаренного ребёнка  в общеобразовательной организации МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска.

2.Поддерживать  многоуровневую и многофункциональную обогащенную образовательную среду, обеспечивающую развитие одаренных детей и предъявления их достижений.

3.Обеспечивать  необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными ресурсами работу с одаренными детьми в образовательной организации.

 

            Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

      Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей;

в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная.

Основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие:

  • культивирование одаренности из общей среды, эксклюзивное образование (выведенное из пространства общеобразовательной школы в специально созданные для этого учреждения или группы);  инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности,  но организованное в пространстве общеобразовательной школы);
  • обогащенная  образовательная среда,  предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
  • деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта, педагога-тьютора.

Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

 Индивидуальный образовательный маршрут-  это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

 

Ресурсное обеспечение ИОП:

  • кадровые (учителя-предметники, классный руководитель, родители, психолог, завуч по УВР);
  •  информационные (база «Одаренные дети Красноярья», сайты олимпиад, банк заданий, объявления, дополнительная литература и Интернет источники, взаимосвязь с объединениями ДО города);
  • материально-технические (кабинеты школы, методические пособия, справочники, компьютеры, школьная библиотека);
  • внутренние (мотивация, интеллект, эмоции, время, ответственность, самодисциплина, умение понимать ситуацию и др.);
  • социальная поддержка (школа, педагоги, родители, объединения ДО, государство).

ИОП реализуется различными способами обучения:

  • Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.
  • Групповые факультативные  занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).
  • Самостоятельное изучение является основной формой индивидуального обучения, которое может предполагать различный уровень самостоятельности (консультации для учащихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения).
  • Текущая проверка и тестирование достижений необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.
  • Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.

Формы работы

олимпиады по предметам

научно-практические конференции

выступления и доклады

активная внеклассная работа

предметные недели

ролевые игры

работа в парах, в малых группах),

консультирование по возникшей проблеме

научные кружки, общества

дискуссии

разноуровневые задания

различные конкурсы и викторины

словесные игры и забавы

проекты по различной тематике

творческие задания

 

                Результаты реализации ИОП, методы их мониторинга и фиксации

На этапе рефлексии с целью оценки результатов совместной деятельности ученик-учитель по реализации программы проводится мониторинг эффективности работы с одарёнными учениками по следующим показателям:

1. Критерий «Удовлетворённость обучением и результатами деятельности». Изучение проводится на основании опросника «Выбор способа обучения». Целью методики является изучение особенностей ученика, их отношением к имеющемуся опыту обучения и возможностей для самовыражения.

2. Критерий «Повышение уровня индивидуальных достижений, к которым есть способности». Показатель – активность и результативность участия в различных интеллектуальных и творческих мероприятиях разного уровня. Методики: тест-опросники «Определение уровня самооценки одарённого школьника», «Шкала оценки потребности в достижении».

3. Критерий «Повышение уровня владения социальными компетенциями».  Показатель – наличие профессионального самоопределения, коммуникативных способностей. Методика: «Дифференциально-диагностический опросник».

Творческий потенциал одаренного ребенка.

1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

5. Методика «Предложения».

Ожидаемые результаты реализации ИОП:

  • овладение учащимся навыками самостоятельной и исследовательской работы;
  • овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;
  • выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях.
  • совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления, коммуникативных навыков учащихся.

Наименование оценочных материалов:

1.Анкеты

2.Диагностические работы. Викторины, в том числе электронные

4.Формы самооценки

5.Карты контроля

6.Психолого-педагогические тесты

7.Творческий проект

8.Текстовые тесты разной степени сложности

9.Кроссворды (на бумажных носителях и электронные)

10.Электронные викторины

11.Диагностические работы:

-с открытыми ответами

-с многовариантным выбором ответов

            Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.

            В 2014 году  в 5 класс пришла ученица, сопровождение которой и работа по индивидуальной образовательной программе в течение пяти лет, педагогическая поддержка и стимулирование к занятиям интеллектуальной деятельностью позволило ей занимать призовые места в олимпиадах, конкурсах по технологии, профориентационных фестивалях и других мероприятиях. Результатом стало присуждение  ей краевой именной  стипендии имени художника В.И. Сурикова в 2019г.

            Работа по индивидуальной образовательной программе на протяжении двух лет позволила ученице стать победителем городской НПК в секции «Медицина и здоровье» в 2019 году; занять 2 место в секции «Медицина» краевого молодёжного форума «Научно- технический потенциал Сибири» в номинации «Научный конвент»; стать призёром городской олимпиады по технологии в 2020 году; стать   победителем  финального (очного) тура Международного педагогического конкурса «Калейдоскоп средств, методов и форм» (г.Москва) в номинации: «Декоративно-прикладное творчество» Конкурсная работа: Панно «Осенний пейзаж» Диплом № RS 338 – 86932 https://рицо.рф/result в 2020 году.

Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти действия становятся ключевыми в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

            Практика направлена на выявление одарённых и талантливых обучающихся, сопровождение их на протяжении всего периода обучения, создание условий для их самореализации, привлечение обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. На школьном уровне разработана шкала оценки проектных, проектно - исследовательских, исследовательских работ, которая позволяет отследить уровень   сформированности  универсальных учебных действий обучающихся и оценить результат работы.  

             Опыт работы представлен на городском методическом объединении учителей технологии по теме «Организация исследовательской деятельности обучающихся по предмету «Технология» как условие качественного обучения» и городских педагогических чтениях по теме «Построение образовательной среды для выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников в секции «Практика обучения в парадигме личностно - ориентированного обучения, сотрудничестве, реализации технологии проектно - исследовательской деятельности» в 2019г. Представленный опыт  вызвал интерес у учителей технологии.

  Публикации:

-Статья «Педагогическая  деятельность по работе с одаренными детьми на уроках технологии» опубликована в методическом сборнике материалов Сибирского федерального университета.:  Интенсивные  формы обучения как инструмент диагностики и   мотивирования одарённости у школьников старших классов: сборник научных трудов [Электронный ресурс] / отв. за выпуск М. Г. Садовский: Сибирский федеральный университет;

-  Методическая разработка: « Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка»   https://nsportal.ru/node/4670344

- Опыт работы с одаренными детьми представила в методической разработке на сайте https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/11/08/individualnaya-obrazovatelnaya-programma

- Статья  «Образовательная среда в общеобразовательной школе для высокомотивированных школьников в условиях введения ФГОС НОО» http://pedrazvitie.ru/servisy/zhurnal/index опубликована в электронном журнале « Педразвитие».

Отслеживание достижений одаренного ребенка.

ПОРТФОЛИО* (портфель достижений) одарённого ребёнка

Мой девиз (мое жизненное кредо)___

1. Цели и задачи деятельности

Цели, задачи

Моя оценка*

2. Мои образовательные достижения

2.2. Факультативы, спецкурсы.

2.3. Участие в предметных олимпиадах и конкурсах.

Олимпиада  (предмет, дата) Уровень (шк., мун., гор. и т.д.)

Школьная олимпиада (конкурс) – 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл

Муниципальные и городские олимпиады (конкурсы) – 1 место – 6 баллов, 2 место – 5 баллов, 3 место – 4 балла

Всероссийские и международные олимпиады (конкурсы) – 1 место – 10 баллов, 2 место – 9 баллов, 3 место – 8 баллов

2.4. Результаты экзаменов (переводные, итоговые, международные)

Экзамен (предмет) Результат  Балл

3. Проектная деятельность

Проект (название, предмет): ____________________

3.1. Результаты проектной деятельности:

Доведен до конца – 2 балла, прошел защиту – 4 балла

Средний балл экспертной оценки ____6___________________________________________

3.2. Участие в проектно-исследовательских конференциях

Выступление на любой конференции: + 2 балла

Школьная конференция – 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл

Городская конференция – 1 место – 7 балла, 2 место – 6 баллов, 3 место – 5 баллов

Всероссийская конференция – 1 место – 10 баллов, 2 место – 9 баллов, 3 место – 8 баллов

3.3. Самоанализ выполнения проекта

Делал сам +

Делал с помощью учителя +

4. Участие в общественной жизни

Мероприятия (название, дата, уровень) Активное участие Организатор / эксперт

5. Мои спортивные достижения.

Посещаю кружки:

Вид соревнований

1 место – 5 баллов; 2 место – 4 балла; 3 место – 3 балла

6. Мои творческие достижения

Посещаю кружок: __________________________________________________________

Участие в выставке, конкурсе

1 место – 6 баллов; 2 место – 4 балла; 3 место – 2 балла

7. Результаты моей деятельности вне школы

Я посещаю секции/кружки: 0,5 балла – за каждую секцию

8. Поведение и дисциплина (заполняется совместно с классным руководителем

9. Анализ моих личных достижений:

В этом году я научился добиваться поставленной цели_______________________________

Я смог закончить учебный год с отличными результатами____________________________

Я улучшил свой результат по английскому языку___________________________________

Итоговый балл портфеля достижений: _______________________________________

Подпись классного руководителя: __________________________________

Подпись ученика: ________________________________________________

Определение способов оценки и самооценки успехов одарённого ребёнка.

Самооценка: «Что я хотел?»

  1. Закончить учебный год на «отлично».
  2. Стать победителем олимпиад и конкурсов различных уровней и направлений.

«Что я сделал для достижения цели?»

  1. Выполнял задания повышенной сложности.
  2. Посещал индивидуальные консультации учителей-предметников.
  3. Посещал заседания НОУ.
  4. Участвовал в олимпиадах и конкурсах различных уровней и направлений.

«Чему научился?» Добиваться поставленной цели.

«Что необходимо сделать еще?»

Успешно сдать итоговые экзамены в школе и поступить в ВУЗ.

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Важно
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
История школы
Пресс-центр ШкоДА
Школьная жизнь
Новости
[26.10.2022]
ПРИВЕТСТВИЕ
[02.09.2022]
БИЛЕТ В ТВОЁ БУДУЩЕЕ
[01.09.2022]
ДЕНЬ ЗНАНИЙ
Маршруты
Навигатор ДО
Бессмертный полк
Друзья сайта
  • МИМЦ г. Лесосибирска
  • Министерство образования и науки Красноярского края
  • Министерство образования и науки РФ
  • Управление образования администрации г.Лесосибирска
  • РДШ
  • Президентская библиотека
  • Персональные данные.дети
  • Одарённые Дети Красноярья
  • e-mail: ou5@mail.ru Наш адрес:40 лет Октября,12